ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ ПЬЯНСТВА

 

Берегись пьянственного недуга, от этого порока вечное зло.

Из Домостроя

Привыкшим к сей пагубной страсти надобно крепко вооружаться против мучительства ея, стоять, не поддаваться, молиться и призывать всесильную Божию помощь.

Св. Тихон Задонский

 

Сколько уже сказано и написано о погибельности пьянства, а искоренить это зло так и не удается. Более того, распространяет оно свое влияние повсеместно, омрачая жизнь нашу всяческими бедами.

“Кто кричит и бранится? Пьяница.

Кто разбился, изувечил себя — переломил ногу, руку или голову? Пьяница.

Кто лишил сам себя жизни? Пьяница” (Из притчи о хмеле).

В древности и в наши дни пьянство определяется мысляшим человечеством как губительная страсть и безусловное зло. Современная медицина причисляет алкоголизм к болезни, однако болезни, поддающейся излечению, а не безнадежной. По своей сути пьянство есть один из видов токсикомании (то есть болезненного пристрастия к одурманивающему средству, в данном случае этиловому спирту). Святые отцы и христианские подвижники благочестия единодушно высказывались против пьянства, причем видели тесную взаимосвязь этого человеческого порока с демоническими влияниями.

***

“Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница” (Св. Иоанн Златоуст).

***

“О, какое ослепление, какое безумство, какой обман душегубца-диавола!” (Св. Тихон Задонский).

Возможно, в наши дни некоторые скептически отнесутся к высказываниям, касающимся демонического соучастия в падении людей, связавших свою судьбу с пьянством. Однако есть весьма веские причины, позволяющие говорить именно о реальной силе и реальном потустороннем пагубном воздействии, а не только лишь об аллегории. Недаром многие пьяницы откровенно указывают, что ощущают какую-то чужеродную волю, преобладающую над их собственными стремлениями освободиться от пристрастия к зелью. Что же это за могущественная воля, направляющая и поддерживающая устремления человека к погибели? Ответ, думается, понятен. А всмотритесь в облик пьяницы, какой разительный контраст с боголепными ликами праведников. А те ужасные формы видений, которые медицина трактует как алкогольные делириозные галлюцинации, — не есть ли они проявление того гнусного мира, что завладел душой упивающегося?!

 

В документах влиятельной и популярной ныне международной ассоциации анонимных алкоголиков (АА) значится буквально следующее:

     

  1. “Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над нашей волей.
  2. Пришли к убеждению, что Сила, более могучая, чем наша собственная, может возвратить нам здоровье.
  3. Приняли решение отдать нашу волю и наши жизни под защиту Богу...” (Из “Двенадцати этапов” членов АА).

 

А вот еще несколько высказываний, касающихся демонической природы пьянства:

“И посылает дьявол бесов, говоря: идите, поучайте христиан к пьянству и всякому делу моего хотения” (Преп. Федосий Печерский).

***

“Пьянство, плотская любовь, ревность и бесы равны между собою” (Св. Григорий Богослов).

***

“Где пьянство, там диавол, там сквернословие и там демоны ликуют” (Св. Димитрий Ростовский).

А св. Иоанн Кронштадтский вполне определенно говорит о сопутствующей пьянству демонической сущности, которую именуем как “беса пьянства”.

“С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека, — это каждый внимательный может ощущать. Вот причины, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, — у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвою и постом...”?

Отражая поэтапность демонического вовлечения в пьянство, Антоний Подольский писал: “У дьявола есть такой обычай: он склоняет нас употреблять водку и всякое опьяняющее питие сначала не для опьянения, а ради веселия, а потом, мало-помалу, доводит и до пьянства. А когда мы становимся его рабами, он тянет нас к вину, как бы насильно, понуждая пить распадением жажды к опьянящему напитку. И если мы до конца жизни остаемся в рабстве у этой привычки, то непременно погибнем и телом и душой...”.

Вполне очевидно, что пьяницы вольно или невольно выполняют чужую прихоть, услаждают наведенную страсть, потворствуют желаниям паразитирующего существа (или существ), не осознавая того. Их собственная воля как бы теряет целостность, распадаясь на несколько частей, при этом ослабевает и становится неспособной управлять поступками и противостоять искушениям.

Совершенно определенно изобличается пьянство в Священном Писании. Согласно Новому Завету пьяницы не наследуют Царства Небесного (“Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы... — Царства Божия не наследуют” (I Кор. 6,10)).

Да и как могут унаследовать упивающиеся, когда так часто и умирают-то они без покаяния, где-нибудь под забором, а то и насильственной смертью.

“Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством”, — предупреждал Спаситель, согласно Евангельскому повествованию (Лк. 21,34).

Кстати, немало способствует возникновению страсти к пьянству, как следует из творений многих святых, чревоугодие (то есть чрезмерное желание услаждаться пищей или употреблять ее в избытке, не соразмеряясь с истинными потребностями организма). “Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству”, — благовествовал апостол Павел (Рим. 13,13).

Он же указывал на недопустимость “сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или... злоречивым пьяницею” (I Кор. 5, II). Действительно, хорошо известна связь блудной страсти с вином, откуда случается измена супружеского долга, вследствие чего конфликты, ссоры, наконец распад семьи (на сегодняшний день, по статистике, в крупных городах страны каждый второй-третий брак распадается, и немаловажная роль в этом принадлежит опять-таки пьянству).

Само по себе вино еще не есть зло. Более того, в малых дозах оно даже способно приносить пользу. Так, в первом послании к Тимофею, часто страдающему от недугов, апостол Павел советует: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (IТим. 5,23).

Вино “веселит сердце человека”, — восклицает псалмопевец Давид (Пс. 103). Да и Сам Господь, заповедовав причастие Святых Тайн, указал на испитие при сем вина, непостижимым образом преобразующегося в Кровь Спасителя: “Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета” (Мф. 26,28.)

В досоветской отечественной медицине многие русские врачи не без успеха использовали при лечении ослабленных больных небольшие дозы виноградного вина, особенно на этапе выздоровления...

Нельзя искать причину пьянства в самом факте существования вина, а более справедливо указать на причину зла, кроющуюся в извращенном отношении, неверном использовании и чрезмерном пристрастии к вину, исходящим от чревоугодия, сластолюбия и дурных нравов человечества.

Очень важно всегда помнить о необходимости трезвения, постоянного самоконтроля, что входит в обязанности каждого христианина, чтобы не допустить ни при каких обстоятельствах злоупотребления “вином, от которого бывает распутство” (Ефес 5,18) и всякие беды. Хорошо известно, что радость человека не нуждается в вине, а горе лишь временно притупляется одурманиванием чувств, возвращаясь с новой силой на трезвую голову.

 

Пристрастие к пьянству всячески порицается и в писаниях Ветхого Завета. Высказывания на сей счет здесь весьма многочисленны:

И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали”.

 

В ветхозаветных повествованиях, кроме того, говорится, что по причине употребления вина и опьянения Ной и Лот были подвергнуты посрамлению, а сын царя Давида Аммон был убит по приказу брата своего Авессалома. Пьяный Олоферн погиб от руки Юдифи.

Рассматривая пьянство как погибельное зло, Святые Отцы обличали этот порок. Святитель Иоанн Златоуст считал пьянство столь мерзким явлением, что людей, упивающихся вином, ставил ниже животных: “никакое животное не ест и не пьет более того, сколько нужно, и ничего не может его принудить есть или пить более, чем сколько требует его природа. А пьяница и без принуждения все больше и больше наполняет свое чрево, пока не повредит сам себе”. “Пьянство есть добровольное неистовство, — считал святитель, — извращение мыслей; пьянство есть несчастие, достойное смеха, болезнь, достойная осмеяния, произвольное беснование, которое хуже умопомешательства”. “Итак умоляю, — взывал святой, — не заражайтесь пьянственной болезнию, тем же, кто уже заразился, помогайте выйти из беды”. “Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовное дарование”, — увещевал св. Василий Великий. “Кто любит упиваться, тот утратит многое”, — предупреждал св. Ефрем Сирин.

История пьянства на Руси недостаточно хорошо исследована. Мнения на этот счет весьма противоречивы. Некоторые исследователи считают пьянство привнесенным явлением, которое относят к XI веку. Другие утверждают, что пагубное пристрастие к вину наших предков уходит к еще более древним временам. Как бы то ни было, но еще к первой половине Х века относятся следующие свидетельства араба Ибн-Фоцлана: “Они предаются питью вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи; часто случается, что они умирают с стаканом в руке”. Преподобный Феодосий Печерский, живший в XI веке, рисует тоже неприглядную картину, связанную с тем временем: “одни ползают на коленях, будучи не в состоянии стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно готовые испустить дух”.

С XVI века начинают открываться кабаки, ознаменовавшие собой целую кабацкую многовековую эпоху, полную трагизма и общенационального бедствия. В XIX веке в России было около 150 000 кабаков на 30000 школ. Но еще за столетие до того посол датского короля Юст Юль (XVIII век) писал: “Всюду, где бы мы ни проходили или проезжали, на льду реки и по улицам, лежали пьяные, вывалившись из саней, они отсыпались в снегу, и вся окрестность напоминала поле сражения, сплошь усеянное телами убитых”. Вместе с тем употребление крепких алкогольных напитков в России получило широкое распространение лишь с начала XIX столетия, что совпало с налаживанием заводского изготовления спирта. На смену вину и напиткам типа пива, браги, медовухи пришла водка; а позднее и всевозможные крепкие алкогольные зелья. Русский психиатр И.А. Сикорский писал по этому поводу: “Раньше было пьянство, а с XIX века начался алкоголизм с его неизбежными последствиями”.

Алкоголь становится важным средством обогащения как отдельных лиц, так и самого государства Российского (К сожалению, эта преступная нажива узаконена и процветает поныне).

“Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, — скорбно восклицал Ф.М. Достоевский, — то есть по-прежнему народное пьянство и народный разврат, стало быть вся народная будущность”. В пьянстве писатель видел одну из причин общенационального бедствия. “От пьянства народ загноился... От него иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие”. “Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают... Спросите лишь одну медицину: какое родится пополнение от таких пьяниц”.

Наряду с решительным протестом против пьянства со стороны передовой части русской интеллигенции активную и непримиримую позицию заняла Православная Церковь. В 1859 году было вынесено специальное решение Святейшего Синода, обязывающее “священнослужителей содействовать возникновению в городских и сельских сословиях решимости воздержания от употребления вина”. Движение за трезвость нашло широкий отклик в народе. В стране первые общества трезвости создались в 1874 году в Полтавской Губернии, а в 1882 году в селе Татаево Смоленской Губернии. Благодаря противоалкогольной деятельности, принявшей массовый характер, к концу XIX века удалось почти вдвое сократить потребление и производство спирта на душу населения (с 4,55 л в 1863 году до 2,46 л в 1893 году. Приведенные данные взяты из книги академика Ф.Г. Углова “Из плена иллюзий”).

Однако финансовые интересы государства постепенно все же возобладали над здравым смыслом и к 1913 году положение дел практически вернулось на круги своя. Тем не менее потребление спирта на душу населения перед Октябрьской революцией 1917 года было достаточно низким в сравнении со странами Западной Европы и США.

Советский период кратко можно охарактеризовать как достаточно непримиримый (но более на словах) по отношению к пьянству. В.И. Ленин считал водку (как и религию) “дурманом” и заявил, что “в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку... мы этого недопустим”. И действительно, поначалу последовал ряд жестких, если не сказать карательных, мер по пресечению алкоголизации населения страны. Так, грозное постановление Совнаркома РСФСР от 1919 года предусматривало воспрещение изготовления и продажи “спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ”, нарушители карались тюремным заключением и конфискацией имущества. Однако данные меры не дали успеха и вскоре были либерализированы.

Особый период “расвета” всенародного пьянства пришелся на так называемое время застоя, когда словоблудие, лукавство и коррупция достигли невиданного доселе масштаба. К настоящему периоду только по официальным данным на учете у психиатров числится около 2,5 миллионов алкоголиков. Статистика свидетельствует, что около 60% алкоголиков умирает в возрасте до 50 лет, почти 3/4 умышленных убийств и случаев нанесения телесных повреждений приходится на лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, около 1/2 дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пьяных водителей и пешеходов. Алкогольные причины смертности вышли на третье место среди всех прочих.

Русские подвижники христианства решительно выступали против спаивания народа. Юродивый Василий Блаженный ходил по корчмам (“съестным и питейным домам”) и увещевал упивающихся. Святитель Митрофан Воронежский призывал прихожан оставить языческие непристойные торжества, сопровождающиеся балаганным шумным веселием, буйством и пьяными игрищами. Святитель Димитрий Ростовский использовал художественный образ пьянства, заимствованный у древнего эллинского мудреца Анахариса, сказавшего, что виноградная лоза приносит три грозди: первая — услаждение, вторая — упоение, третья — печали. Он написал, что если пьянство условно обозначить виноградною лозою, то вот что оно приносит:

Первая гроздь — помрачение ума выпивавшего.

Вторая гроздь — бесстыдство.

Третья гроздь — несоблюдение тайны.

Четвертая гроздь — возбуждение плотской похоти.

Пятая гроздь — ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролитие.

Шестая гроздь — повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, страдания желудка, стоны немощи, преждевременная старость и несчастная смерть.

Седьмая гроздь — расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод.

Восьмая гроздь — утрата спасения.

Девятая гроздь — гнев Божий.

Десятая гроздь — всеконечная погибель души.

 

Святитель Тихон Задонский, касаясь в своих сочинениях темы пьянства, относил к располагающим причинам: 1) злое и невоздержанное сердце, 2) праздность, 3) частые пиршества, компании, усиленные потчевания, 4) со злыми и невоздержанными обращение.

Результаты воздействия пьянства он представлял следующим образом:

1) тело расслабляет и в немощь приводит,

2) в убожество и нищету приводит,

3) славу и имя доброе отъемлет: ни кем бо так люди не гнушаются, как пьяницею,

4) домашним, сродникам, друзьям скорбь и печаль, врагам посмеяние делает,

5) ни к какому званию неспособным рачителя своего устрояет.

“И хотя в каком звании будет пьяница, более бед и напастей строит, нежели пользы обществу”, — считал святитель.

Ужасную картину падения человеческого характеризует еще один отрывок из собрания сочинений святого: “Пьяница — погибший человек, но сам этого не замечает, он утопает в болоте греха и вовсе не думает о том, как бы из него выбраться; он валяется в грязи, как свинья, но отмыть эту грязь не хочет, мало того, — он гневается на того, кто хотел бы его вытащить из этой погибельной пропасти”.

Величайшим бедствием считал пристрастие к вину святой праведный Иоанн Кронштадтский. В одной из своих проповедей он говорил: “Не достанет силы оплакать несчастье в том доме, где заведется пьяница, ад, истый ад делается в нем, каждый день слезы, стоны. Пьяница всякий день пьянствует и все тащит из дому, чтобы пропить. О, ужасная страсть! Ужасное бешенство!”. Причины возникновения пьянства отец Иоанн видел в следующем: “От чего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют спасительной жажды божественной благодати. Жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий”. И еще по этому поводу: “Входит враг (бес пьянства. — примеч. авт.) оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся”, — писал святой. Особое значение в борьбе с пристрастием к вину отец Иоанн уделял искреннему покаянию пьяниц и причастию Святых Тайн, но при этом требовал соответствующей подготовки и должного настроя. Была у него и особая молитва, которую он прочитывал желавшим избавиться от пьянства. Он же устраивал пьющих в созданный по его инициативе дом трудолюбия, осознавая полезность трудотерапии в процессе отучения от вина.

Вместе с тем о. Иоанн не принуждал, не грозил, не выкрикивал громовым голосом проклятья, не “кодировал”. Он спасал, проникновенно, искренне и глубоко сопереживал ту страшную беду, в которой оказались ближние, вбирал в свою душу боль и скорбь и горячо верил в чудо исцеления по великой милости Божией, которое и происходило действительно, причем порой непостижимо обыденно и внешне незамысловато (как и все, что от Бога: без шума, внешнего фарса, трезвона и кичения достигнутым).

Вот, к примеру, рассказ одного ремесленника, избавившегося с помощью отца Иоанна от пьянства (цитируется по книге еп. Семенова-Тян-Шанского “Отец Иоанн Кронштадтский”).

“Прихожу раз не очень пьяный... Вижу, какой-то молодой батюшка (описываемое событие происходило на этапе ранней пастырской деятельности о. Иоанна. — примеч. авт.) сидит и на руках сынишку держит и что-то ему ласково говорит... Я было ругаться хотел, вот, мол, шляются. Да глаза батюшки ласковые и серьезные... меня остановили... стыдно стало. Опустил я глаза, а он смотрит, прямо в душу смотрит... Начал говорить. Не сумею я передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания... Ушел он, я сижу и молчу... не плачу... хотя на душе так, как перед слезами... Жена смотрит. И вот с тех пор я человеком стал”.

Известны случаи исцеления от пьянства по молитвам прославившихся подвижников христианского благочестия. Так, в специальной книге Валаамского монастыря с записями исцелений значится, например, крестьянин Выборгской губернии деревни Рандова Михаил Ильич Вайтине, страдавший кроме того (на почве пьянства) слабоумием и телесным расслаблением. Исцеление произошло по молитвам к Валаамским чудотворцам, после чего оный поселился в монастыре и был пострижен с именем Михей в монахи. Этот пример является показательным с точки зрения истинности чудесного исцеления, когда происходит не только избавление от болезненного пристрастия и исчезновение телесных болезней, но и глубинное преображение души, в данном случае приобщение к истинной вере и служение ей.

Благотворное влияние в борьбе с пьянством оказывает чтение Священного Писания, особенно если проводится оно систематически (чего так не любит враг наш), хотя бы по одной главе в день. Перед чтением желательна молитва покаяния, просьба разумения и помощи у Господа. В качестве примера можно привести отрывок из книги “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу” (М., 1911).

“Мы сели за стол, и капитан начал рассказывать: “Я с молодых лет служил в армии, а не в гарнизоне; знал службу и любим был начальством как исправный прапорщик. Но лета были молодые, приятели тоже, я по несчастию и приучился пить: да под конец так, что открылась и запойная болезнь; когда не пью, то исправный офицер, а как закурю, то недель шесть в лежку. Долго терпели меня, наконец за грубости шефу, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, с перемещением в гарнизон; а если не исправлюсь и не брошу пить, то угрожали строжайшим наказанием. В сем несчастном состоянии я сколько ни старался воздержать себя и сколько от сего ни лечился, никак не мог покинуть моей страсти, а потому и хотели переместить меня в арестантские уже роты. Услышав сие, не знал я, что с собой делать. В одно время я с раздумьем сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой-то монах, с книжкой для сбора на церковь. Кто что мог — подали. Он, подошедши ко мне, спросил: “Что ты такой печальный”? Я, разговорившись с ним, пересказал мое горе; монах, сочувствуя моему положению, начал: точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие, да и накрепко приказал, чтобы он когда захочет вина, то нимало не медля прочел бы главу из Евангелия; если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительное время страсть к питию в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берет в рот. Поступайка и ты так, увидишь пользу. У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе.

Выслушав это, я сказал ему: “Где же помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарственные пособия не могли удержать меня?”. Я сказал сие так, потому что никогда не читал Евангелия. “Не говори этого, возразил монах, уверяю тебя, что будет польза”. На другой день действительно монах принес мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почитал, да и говорю: не возьму я его; тут ничего не поймешь; да и печать церковную я не привык. Монах продолжал убеждать меня, что в самих словах Евангелия есть благодатная сила, ибо писано в нем то, что сам Бог говорил. Нужды нет, что не понимаешь, токмо читай прилежно. Один святой сказал: “Если ты слова Божия не понимаешь, так бесы понимают, что ты читаешь и трепещут, а ведь страсть пьянственная непременно по возбуждению бесов. Да вот тебе еще скажу: “Иоанн Златоустый пишет, что даже та самая храмина, в которой хранится Евангелие, устрашает духов тьмы, и бывает неудобь приступна для их козней”.

Я не помню, — что-то дал оному монаху, взяв у него сие Евангелие, да и положил его в сундучок с прочими моими вещами, и забыл про него. Спустя несколько времени пришло время мне запить, смерть захотелось вина, и я поскорее отпер сундучок, чтоб достать деньги и бежать в корчму. Первое попалось мне в глаза Евангелие, и я вспомнил живо все то, что говорил мне монах, развернул и начал читать сначала 1-ю главу Матфея. Прочитавши ее до конца, именно ничего не понял; да и вспомнил, что монах говорил: “Нужды нет, что не понимаешь, только читай прилежно”. Дай, думаю, прочту другую главу; прочел, и стало понятнее. Дай же и третью; как только ее начал, вдруг звонок в казарме: к местам на койки. Следовательно, уже идти за ворота было нельзя; так я и остался.

Вставши поутру и расположившись идти за вином, подумал: прочту главу из Евангелия, что будет? Прочел и не пошел. Опять захотелось вина; я еще стал читать, и сделалось легче. Это меня ободрило, и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче, наконец, как только окончил всех четырех Евангелистов, то и страсть к питью совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение. И вот, ровно двадцать лет я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка.

Все удивлялись такой во мне перемене: по прошествии трех лет опять возвели меня в офицерский чин, а потом в следующие чины и наконец сделали командиром. Я женился, жена попалась добрая, нажили состояния, и теперь, слава Богу, живем, да по силе мочи бедным помогаем, странных принимаем. Вот, уже и сын у меня офицер и хороший парень. Слушай же, с тех пор, как я исцелился от запоя, дал себе клятву каждый день, во всю мою жизнь читать Евангелие, по целому евангелисту в сутки, невзирая ни на какие препятствия; так теперь и поступаю”...

В этой же книге упоминается и об исцелении от пьянства при помощи Иисусовой молитвы некоего мастерового, которому один богобоязненный человек посоветовал проговаривать по 33 молитвы этой, когда захочется вина. Тот стал так поступать и отвык от вина.

Избавляясь хотя бы от одного порока, человек, как известно, освобождается и от многих других, сопряженных с ним. Ведь, где пьянство, там и распутство, ложь, воровство и многие другие преступные деяния и дурные поступки. Известны примеры, когда исцелившиеся круто меняли свой жизненный путь и, став на тропу праведности и истинной веры, достигали даже святости. Естественно, это редкие случаи, которые можно уподобить тому удивительному преображению души разбойника, распинаемого вместе со Спасителем и осознавшему степень падения своего и прощенному Господом на Голгофе. Они свидетельствуют о великой милости Божией и Его бесконечной всепрощающей любви. Так, Жития Святых повествуют о преп. Моисее Мурине (память которого празднуется 28 августа), который в свое время был разбойником и злоупотреблял вином, а также о св. муч. Вонифатии (память 19 декабря).

Известны молитвы к этим святым. Они помещены в приложении к главе для тех, кто желает избавиться от пьянства (цитируется из Воронежского Епархиального Вестника №9-10, 1991).

 

 

О ЦЕЛИТЕЛЬСТВЕ ОТ ПЬЯНСТВА

 

В подходе к целительству от пьянства (как, впрочем, и от других недугов) фактор любви и истинного желания спасения ближнего должен превалировать, несмотря ни на какие прочие обстоятельства. По любви к ближнему и данной им божественной благодати (“Благодать — сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся, очищающая, посвящающая, помогающая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях... помогающая в получении вечных благ” — еп. П. Семенов-Тян-Шанский) исцеляли святые. Поучению Православной Церкви сам мир создан от избытка Божественной любви.

“Его (пьяницу) следует согреть любовью, забыть все, до чего он дошел, простить все возмутительные его поступки, как последствия расслабленного ума и разложившейся воли” (Д.Г. Булгаковский — известный дореволюционный публицист и пропагандист трезвого образа жизни). Существуют свидетельства об исцелениях от пьянства посте одной лишь вдумчивой доброй и проникновенной неформальной беседы. А иногда одна лишь услышанная фраза из Священного Писания на службе в храме, куда пьяница попадает порой от отчаяния найти где-либо поддержку, круто изменяет к лучшему судьбу погибавшего от порока.

(В памяти моей остался эпизод, который хотелось бы привести.

Как-то во время вечерней службы в храме ко мне подошел человек. Потом мы разговаривали на улице и он признался, что находится в страшном положении: не может выйти из запоя. Отнес уже за бесценок фамильное серебро, жена и дочь фактически отказались от него, сильно страдает физически: диабет, болят ноги, грозит гангрена и ампутация. И ничего не может сделать с собой. Сила запойной страсти сильнее всех его попыток противодействовать ей. Кто-то посоветовал ставить свечи Спасителю и молиться, и вот третий день он приходит в храм на службу, покупает и ставит свечи, моля Господа о помощи... Человек этот был уже в годах, назвался Юрием Митрофановичем. Дальнейшую судьбу его я не знаю, но воочию убедился, что в храме среди молящихся есть и такие, кто последний свой шанс исцеления испрашивает у Бога).

Для избавления от пьянства, прежде всего, необходимо искреннее желание самого человека и его стремление к спасению; все остальные факторы как бы прилагаются к этому, ибо свободная богоподобная воля наша определяет выбор пути. Вместе с тем, необходимо и всемерное содействие тому: антиалкогольное воспитание, последовательное сокращение уровня производства и продажи спиртных напитков и другие меры в общегосударственном масштабе. Святитель Тихон Задонский видел необходимость в следующем:

     

  1. юным не дозволять пить, понеже юные удобно привыкают, и чего в юности научатся, того и через все житие держаться будут,

     

  2. не дозволять с пьяницами и развращенными водиться,

     

  3. от злых компаний удаляться,

     

  4. помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать,

     

  5. привыкшим к этой страсти крепко против мучительства ее вооружиться, стоять не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь,

     

  6. на память приводить случающиеся в пьянстве беды, и сравнение трезвого жития с состоянием пьяного,

     

  7. помышлять им же, что многие пьяницами во сне умирают, и от сего света на оный переходят без всякого чувства и потому без покаяния.

— “Тяжело слышать вопли несчастных о помощи, — писал св. Иоанн Кронштадтский, и нет средств единичными усилиями помочь этим страдальцам. Во имя спасения ежегодных человеческих жертв пьянства, тысяч невинно гибнущих детей и слабых женщин, во имя спасения людей от преступления, пороков и безнравственности, порождаемых пьянством, во имя, наконец, общественного порядка и спокойствия каждого — необходимо дружное содействие всего русского общества к возвышению нравов народа”.

 

Советы желающему избавиться от пьянства.

     

  1. Пробудись от сна невежества и дурмана! Посмотри на себя, что с тобой стало! Как мучаешь ты себя и своих близких, сколько зла превносишь в мир!

     

  2. Скажи твердо и решительно, без тени сомнения: “Отрекаюсь от тебя — пойло сатаны! Сочетаюсь с Тобою, Господи Иисусе Христе! Спаси меня, изнемогаю. Одолевает коварный и хитрый враг меня. Придай крепости, твердости и постоянства в моем чистосердечном решении освободиться от пьянства. Да будет воля Твоя!” (или то, что подсказывает сердце, своими словами).

     

  3. Ни в коем случае не откладывай на потом. Осознав, начинай борьбу с вражеской страстью немедленно и не вступай с ним ни в какие переговоры, не иди ни на какие уступки, воплощая лишь одно свое требование: никогда, ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу не пить!

     

  4. Однако не надейся только лишь на себя, иначе проиграешь. Было бы неразумно отказываться и от медицинской помощи, в случае необходимости.

     

  5. Контролируй себя, наблюдай за собой постоянно. На это уйдут месяцы и даже годы. Не давай себе ни малейшего послабления. Мгновенная слабость может вновь вернуть все на прежние позиции. Не возгордись своим трезвлением, иначе вознесешься, после чего неминуемо упадешь, что и случается нередко с теми, кто посчитал, что все уже позади.

     

  6. Если же вдруг упал, поднимайся после срыва вновь, как ни в чем не бывало. Кайся, говори себе: “Поделом мне, за всю мерзость моих грехов, скудность покаяния, слабость воли, испорченность нрава! И вновь начинай сражение с невидимым врагом. Однако обязательно извлеки из случившегося должные выводы и проанализируй свои просчеты.

     

  7. Беги от пьяных компаний, спаивателей, “калымов”, празднопроводящих свое время, и тунеядцев, как от чумы. Стерегись блуда, пиршеств. Особенно настраивай себя на трезвление в праздники, дни рождения и получки, а также оберегайся других поводов для пьянства. Ты свое уже испил сполна!

     

  8. Не пей ни за свое, ни за чужое здоровье. От этого ничье здоровье еще не улучшилось, а твое окончательно будет разрушено.

     

  9. Находи и занимайся больше полезным делом. Думай о деле, трудись, созидай. “Незанятый ум — мастерская для дьявола!”.

     

  10. Посещай церковные службы в храме, особенно Божественные Литургии, читай Священное Писание, приобщайся Святых Тайн. В этом залог не только победы, но и истинного исцеления души!

     

  11. Всячески искореняй в себе эгоизм, сластолюбие, гордыню, себе угодие и все дурные свойства характера.

     

  12. “Ищите усердно помощи у Спасителя, и Он непременно спасет вас, прогонит бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви” (Св. Иоанн Кронштадтский).

     

 

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О ПЬЯНСТВЕ

 

     

  1. “Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство” (Ф. Бэкон).

     

  2. “Знаете ли, что пьет этот человек из стакана, дрожащего в его трясущейся руке? Он пьет слезы, кровь, жизнь своей жены и своих детей” (Ф. Ламенне).

     

  3. “Никакие слова и поучения не удержат зрелых мужчин и подрастающую молодежь от пьянства, если алкоголь будет неизменно доступен и его употребление будет символизировать отвагу, мужество и величие духа” (Д. Лондон).

     

  4. “Опьянение есть добровольное сумасшествие” (Аристотель).

     

  5. “Спросим у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде” (Пифагор).

     

  6. “Пьяницы рождают пьяниц” (Плутарх).

     

  7. “Нет лучшего средства для создания идиотов, чем алкоголь при его продолжительном применении” (Э. Крепелин).

     

  8. “Умеренно пьющий производит на свет невропатов, неумеренно пьющий — психопатов” (Смит).

     

  9. “Люди впускают врага в свои уста, который похищает их мозг” (Шекспир).

     

  10. “Пьяный человек может захотеть перепрыгнуть ров шириной в 100 шагов” (Сюнь-Цзы).

     

  11. “При пьянстве не бывает прочих дарований” (Вольтер).

     

  12. “Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа” (В. Скотт).

     

 

 

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ О ПЬЯНСТВЕ

     

  1. “От рюмки водки до могилы путь короткий”.

     

  2. “Пьяница совесть пропивает и Бога забывает”.

     

  3. “Было ремесло, да хмелем поросло”.

     

  4. “Вино любишь — жизнь свою губишь”.

     

  5. “Вино полюбил — семью разорил”.

     

  6. “За чужое здравье выпиваешь — свое пропиваешь”.

     

  7. “Пей, пей — увидишь чертей”.

     

  8. “У Фили пили, да Филю же и побили”.

     

  9. “Вино — это пойло к сумасшествию”.

     

  10. “Муж пьет — пол дома горит, жена пьет — весь дом горит”.

     

  11. “Где много вина, там мало ума”.

     

  12. “На привычку есть отвычка”.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Отрывок из письма игумена Никона к своим духовным детям:

“Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадешь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить все больше и через это расстраивать нервную систему. Ты сделаешься раздражительным, гневливым. Легкие сначала ссоры будут все грубее, длительнее. Денег не будет хватать, сгонят со службы — надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже воровать.

Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить. Бесы, действовавшие в тайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и проч. Потом могут появиться и в своем безобразном гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов и ужасную муку, которой не будет конца.

Как люди духовные, борющиеся с грехом и побеждающие грехи, делаются постепенно способными чувствовать сначала духовный мир, а затем видеть ангелов… точно так же преданные грубым страстям, особенно пьянству и разврату, если не покаются, будут видеть бесов и сделаются их рабами.

Уже внешний вид человека духовного и раба дьявола говорят ясно, к чему тот и другой путь. “По плодам их узнаете их”, — говорит Господь...”.

(Из книги “Письма духовным детям”. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991 г).

 

Совет страждущим тоскою и немощию винопития

“Если знакомая твоя пожелает избавиться от означенной немощи, то предлагай ей два средства: одно внешнее, а другое духовное.

Внешнее — лечение травою “черногорка”.

Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития.

Один человек, страдавший и тоскою и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”, и тоска — отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением, при появлении тоски, совершенно избавился от винопития и от самой тоски.

Другой человек избавился и от тоски и от винопития чтением Евангелия. А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь начиная с шести лет”.

 

О пьянице муже должно молиться Богу

“Пишешь ты, что муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься, бьешь его, когда он бывает в нетрезвом виде. Боем ничего не выбьешь, а хуже в досаду его приведешь. А ты лучше с верою и усердием молись за него св. Ионну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвами своих угодников, отвратил его от пути погибельнаго ими же весть. Сам судьбами и возвратил его на путь трезвой воздержной жизни” (Из. собр. писем оптинского старца Амвросия. Ч. I. Серг. посад, 1908 г.).

 

 

МОЛИТВЫ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ОТ ПЬЯНСТВА

 

МОЛИТВА

СВ. ВОНИФАТИЮ МИЛОСТИВОМУ

О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена).

Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положить в точило и позвать нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святитель Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избавь от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой и трезвой жизни, направь их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатий, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожь их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, поставь их ноги на скалу веры и надежды, чтобы, оставив свое душевредное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небесного Царства, они, утвердившись в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа с Безначальным Его Отцом и с пресвятым и животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

 

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ МОИСЕЮ МУРИНУ

О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобный Моисей, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, возскорбел о них, и в раскаянии пришел в монастырь и там, в великом плаче о своих беззакониях и в трудных подвигах проводил свои дни до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения.

О, преподобный, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей, помоги и молящимся тебе рабам (имена), влекомым в погибель от того, что предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святой Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милосердный, и да не возрадуется диавол их погибели, но да пощадит Господь этих бессильных и несчастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божьи создания и искуплены Пречистою Кровью Сына Его. Услышь же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи их от рабства страстей и избавь их от винопития, чтобы они обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воздержание, благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания. Аминь.

 

МОЛИТВА

СВЯТОГО И ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя), познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.

Hosted by uCoz